В практике реставрации существует подход, связанный с дописыванием архитектурной истории за минувшие эпохи. Как могло и должно было быть, если бы… Вряд ли можно говорить о его универсальном характере, тем не менее в каких–то случаях он оказывается едва ли не единственно возможным. Особенно это справедливо для нашей страны, где прерывистый характер истории зачастую обусловливает кратковременность существования того или иного объекта. Материальная субстанция в российских условиях оказывается очень уязвимой…

Матросский бульвар в Севастополе – с одной стороны, это место, сохранившее свое назначение и культурную ауру с первых десятилетий XIX в., а с другой – развиваясь на протяжении без малого двух столетий, он ни в один из исторических периодов не являл собой архитектурно-планировочной целостности. Бульвар не однажды восставал из пепла – после Крымской и Великой Отечественной войн, и не единожды менял имена – первоначально был Малым, позднее – Мичманским, Военморов, Краснофлотским, пока в 1945 году не получил нынешнее название.

 

В дореволюционное время со стороны проспекта Нахимова, тогда – Морской улицы, были возведены наиболее значимые объекты – ведущая к монументу капитан-лейтенанта А. Казарского парадная лестница и «Мавританская беседка» из инкерманского камня, а с южной, противоположной стороны – ворота с фланкирующими фигурами львов. На бульваре были высажены деревья. В советскую эпоху построен летний театр, позднее – кинотеатр, появился фонтан со скульптурой мальчика с корабликом. К постсоветскому периоду относится памятник к 100-летию изобретения радио А. Поповым

Матросский бульвар в конце 2000-х гг. пережил девелоперскую атаку – уже был вырыт котлован под гостиничные корпуса. Это был беспроигрышный ход с точки зрения перспективы коммерческой эксплуатации территории – с северной части Городского холма бухта и историческое ядро Севастополя оказываются как на ладони. Однако несмотря на то, что за проектом стояла фигура тогдашнего городского главы, севастопольцы сохранили идентичность места, которое сегодня все чаще именуют сердцем великого города.

В 2017 году Благотворительный фонд историко-культурного развития города «35-я береговая батарея» выиграл инвестиционный конкурс на реконструкцию территории бульвара. Причем речь идет не о привычной для такого рода проектов модели государственно-частного партнерства, и вообще не о бизнес-проекте, но о финансировании частной структурой городской программы в объеме полумиллиарда рублей с последующей передачей территории бульвара на баланс города. То есть о чистой благотворительности, причем без каких-либо внешних стимулов в виде налоговых послаблений, вычетов и т.п.

Ко времени начала работ бульвар превратился в пешеходный транзит, фактически утеряв значение как место отдыха. Парадная лестница, ведущая к памятнику А. Казарскому, была многократно перестроена и в результате потеряла свои вазоны, на месте «Мавританской беседки» стоял фанерный муляж, фонтан и скульптура были утрачены, Летний кинотеатр был заброшен и руинировался, парные львы южного входа исчезли еще в Великую Отечественную войну, среди деревьев было много уже нежизнеспособных. Лишь памятник А. Казарскому и экипажу его брига «Меркурий», воздвигнутый в 1834-1839 гг. по проекту А. Брюллова, когда собственно и было положено начало бульвару, пережив все исторические перипетии, дошел до наших дней.

 

К проектированию воссоздания бульвара было привлечено московское бюро «Сенаб Проект». Как говорит генеральный директор компании Д. Прокофьев, в обсуждении задач с заказчиком постепенно вырисовывалась главная идея проекта, а именно – создание целостного восприятия разновременных объектов, некогда существовавших на бульваре или сохранившихся в руинированном виде. Так, как будто до нашего времени дошел ансамбль, поэтапно формировавшийся начиная с 1830-х гг., и вот сейчас его восстановили – что-то подправили, что-то отреставрировали. Результатом оказывается собирательный образ одного из знаковых мест города, согласно Легенде проекта счастливо избежавший тектонических сломов и вселенских катастроф – от войн и революций до смутного времени нулевых.

Застройка Центрального (Городского) холма Севастополя выполнена, в основном, в неоклассике, а Матросский бульвар является естественным завершением холма. Классической в своей основе оказывается и предлагаемая проектом планировочная структура бульвара с его регулярной и пейзажной частями, центральной продольной осью и расходящимися лучами дорожек, связывающими точки общественного притяжения и якорные объекты бульвара. В частности, восстанавливаемые по старым фотографиям «Мавританскую беседку» с ее характерными башенками, отданную под летнее кафе, и фонтан со скульптурой мальчика с корабликом.

Пересечение этой диагональной связки и главной оси является геометрическим центром бульвара, он отмечен пьедесталом с картой похода А. Казарского – того самого, победного, прославившего его и экипаж «Меркурия», вышедшего победителем в неравном бою с двумя турецкими кораблями. В то же время элементы, создающие масштаб среды – начиная от пергол, ограждений, навесов кафе и заканчивая скамейками, осветительным оборудованием и урнами – выполняются в современных материалах и стилистике, без подстраивания под историю, – просто и технологично. Фоновый характер, нейтральность средового наполнения бульвара должны оттенить ведущую – неоклассическую – парковую тему.

В западной половине бульвара размещены площадки для отдыха, детская игровая зона, с правильно расчерченными прогулочными аллеями, цветниками и газонами, плавно переходящими в обустроенные террасы вокруг кафе-ротонды. Существующая дорожка, связывающая центральную часть бульвара и Синопский спуск, благоустраивается и обретает новую функцию – здесь могла бы разместиться выставка работ художников как новый фокус общественного притяжения.

В восточной половине бульвара устраивается обходной маршрут среди сохранившейся рощи судакской сосны. Отсюда открываются замечательные перспективные виды на парк, расположенный еще ниже, на отметке площади Нахимова. Создается аванплощадь перед Летним кинотеатром, восстанавливается круглая в плане чаша фонтана со скульптурой «Мальчик с корабликом», сохраняется парковый аттракцион «Шахматы», сам же Летний кинотеатр, к сожалению, находящийся в аварийном состоянии, разбирается и воссоздается в строгом соответствии с первоначальным обликом – только теперь уже с высокотехнологичным аудио- и видеооборудованием. Возникают новые мизансцены и новые видовые точки.

В соответствии с выдвинутой концепцией «восстановленного ансамбля» архитекторы предлагают осуществить некогда задуманное, но так и оставшееся нереализованным завершение восточной части холма – зеркально его западной половине, по другую руку от памятника А.Казарскому. Благодаря чему создается симметричная композиция спусков и крыльев-террас, обращенных к площади. Проектом предусмотрена установка мраморных копий львов на южном входе, тем самым получает завершение центральная ось и общая композиция бульвара.

В соответствии с дендрологическим разделом проекта сохраняются существующие и высаживаются новые деревья и кустарники – предполагается создание лучшего в городе дендропарка. Авторами разработана также концепция ночного освещения бульвара с акцентной подсветкой основных функциональных зон и памятных мест.

Статус объекта предполагает использование качественных строительных и отделочных материалов – это гранитная плитка и брусчатка, доломит, фибробетон, металл, дерево. Проект реализуется с весны 2018 г. Успели переложить сети, демонтировать руинированные объекты, выполнить модели восстанавливаемых скульптур, возвести подпорные стенки...

И вдруг, со стороны заказчика в лице ГБУ «Парки и скверы», а также со стороны вице-губернатора посыпались обвинения в несуществующих задержках согласований проектной документации, демонтаже аварийных объектов, «варварском» ведении строительных работ и т.п. После чего последовали действия по воспрепятствованию дальнейшему строительству, включая попытки перекрытия входа-выхода на территорию бульвара.

Следующая фаза противостояния – севастопольцы вышли на улицы с требованием к властям прекратить вставлять палки в колеса застройщику. Проблема перешла в судебную плоскость, но суд отказал правительству города в остановке работ. Казалось бы, городские власти должны всячески приветствовать подобные инициативы благотворителей, тем более, что, как выясняется, ФЦП, в число которых входят программы по благоустройству городской среды, в частности, Парка Победы, Севастополем выполнены на 60%. Но нет – разрастающийся конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти проецируется на градостроительную сферу.

Дмитрий Фесенко